Английский язык – традиционно самое доходное направление в центрах раннего развития. Для частных детских садов эта услуга добавляет “количество звёзд”. В “пятизвёздочных” детских садах встречается по 2+ иностранных языка, но именно английский, очевидно, лидирует по своей популярности у клиентов.
“Как запустить подготовку к международным экзаменам по OSMTeaching в нашем детском садике/образовательном центре?”
- этот вопрос в последние несколько месяцев слышу очень часто.
И всё чаще мне хочется ответить: “Никак!”
При всей моей заинтересованности в распространении методики естественного погружения я понимаю, что результативное направление изучения иностранных языков далеко не всегда подходит для широкопрофильных центров раннего развития и детских садов.
Назвался груздем – полезай в кузов!
Как только Центр, глядя на соседей, заявляет о том, что он теперь ТОЖЕ ГОТОВИТ к международным экзаменам, то он автоматически
- поднимает планку ожиданий клиентов,
- получает жёстких конкурентов в виде профильных результативных центров,
- вступает в конкуренцию на рынке труда за качественные кадры,
- увеличивает издержки на оплату труда квалифицироанным специалистам,
- несёт ответственность за результат (рискует своей репутацией при несоответствии заявленной и фактической результативности).
- Но ведь клиенты сами спрашивают про подготовку к YLE (Starters|Movers|Flyers)!
Да, примерно 5-10% потенциальных клиентов действительно спрашивают… потому что от подруг (или на мамском форуме) услышали совет по выбору курсов английского языка для ребёнка: “идти надо туда, где готовят к международным экзаменам”.
- Иными словами, родители сами не имеют адекватных ожиданий?
Чаще всего, родители не понимают, пока мама 9-летнего одноклассника не поделится радостью: “ Ура! Мы сдали Flyers|KET| PET на высшие баллы!”
Чаще всего, руководители ДОУ не понимают, пока не увидят отзывы в стиле "5 лет Starters мусолили, а одноклассник за 3 года на Flyers|KET вышел, занимаясь через дорогу!"
Уважаемые руководители!
Если приведённые выше термины не вызывают у Вас никаких ассоциаций, если Ваши администраторы сходу не могут сказать, какому уровню и какому кембриджскому аналогу соответствует ГИА и ЕГЭ и чем отличается Flyers от KET, то Вам всё же стоит убрать с сайта и из маркетинг-кита упоминания международных экзаменов.
[тест для администраторов]
"Пять лет занимались полной ерундой!"
Амбициозная мама двоих детей, увлечённый преподаватель английского языка, была долгое время фанатичным последователем методики, автором которой является очень сильный харизматичный лидер и блистательный оратор.
Дети начинали говорить буквально с первого урока, и это казалось чудом... пока не пришло понимание: примитивная болтовня вокруг простеньких песенок бесконечно далека даже от уровня B1 по международной шкале языковых компетенций, не говоря уже о свободном владении языком, к которому приближен уровень С2.
Выходит, что даже преподаватели не всегда имеют верное представление о доказанной результативности обучения иностранным языкам?
Английский язык настолько популярен, что начиная с 7-ми лет ВСЕ "куда-нибудь ходят на английский".
Не потому, что язык им нужен для поступления в ВУЗ или для программ по обмену студентами или для зарубежной магистратуры, стажировок, трудоустройства в иностранные фирмы.
Английский язык настолько востребован, что преподают его даже люди не знающие языка и не владеющие методиками.
“Языка не знаю, но детям преподавать смогу (… алфавит в игровой форме… пару лет подряд…)” – вот такой “улов” с рынка труда приплывает в руки тем, кто не готов предложить достойные условия хорошим специалистам.
- Получается, что лучшие специалисты работают на себя, ведь ставка у репетитора в среднем вдвое выше ставки наёмного работника?
А вот это очень важный момент!
Почему сильные специалисты идут работать в центры?
Казалось бы, ставка репетитора действительно может быть вдвое выше, чем у наёмного сотрудника той же квалификации. Так зачем же люди соглашаются “работать на дядю”?
Фокус в том, что ставка в час и доход в месяц – это “две большие разницы”.
Работа в центре часто подразумевает плотное расписание в группах, несколько уроков в одном помещении, отсутствие торга за пропуски и напоминаний об оплате, общение с коллегами, обмен опытом, внутреннее обучение, стабильный доход.
Работа на себя – беготня по домам, отмены уроков с потерей оплаты, поиск клиентов, самообразование, нестабильность дохода.
Может вполне получиться, что при вдвое меньшей ставке учитель будет иметь вдвое больше доход в месяц и больше свободнгого времени, особенно если репетитор проводит занятия не на своей территории и вынужден ездить по клиентам.
С учётом времени на дорогу заманчивая ставка в час может “растаять”, смешивая работу репетитора со своего рода курьерской деятельностью.
Получается, что широкопрофильному центру придётся существенно выше платить, чтобы конкурировать с языковыми центрами на рынке труда, ведь хороший специалист будет ждать удобное расписание, нормальную нагрузку, которую детский садик редко способен обеспечить.
Кстати, это серьёзный довод в пользу отказа от кадрового консалтинга, о котором нас часто просят детские сады, желающие запустить у себя результативное направление по нашей методике. Привлекая качественные кадры, мы обязаны обеспечить им достойные условия труда и попросту не может выступать в роли bodyshop’а.
Люди – стадные животные?
Иван Ефремов в своей книге “Лезвие бритвы” делает небольшую, но значимую поправку: “не стадные, а стайные”.
*) Ссылка на Книгу в *.pdf, *.djvu и на аудиоспектакль в MP3 доступна зарегистрированным пользователям в нижней части данной страницы
Хотя… все люди, конечно, разные, и Вы вправе набрать к себе в штат стадо покорных овец, которых посадите на скрипты и которые будут целовать руку, дающую хлеб, но заявленной результативности от такой команды вы не добьётесь.
Сильная команда – это не стадо, а стая, и руководителю нужно уметь быть по-настоящему сильным лидером, чтобы уметь вести за собой эту стаю.
Роль лидера может быть заменена сильным брендом, репутацией самой фирмы. Например, это международные фирмы-гиганты, лидеры рынка в своей области.
Одно дело если Ваш центр - единственный в радиусе пешей доступности предлагает подготовку к международным экзаменам, другое - если по-соседству справа от вас уже есть филиал крупного международного центра, а слева – небольшая “школа-бутик” с культом личности руководителя, которые обеспечивают стабильный поток (опережающих) результатов по международной шкале. В крупных городах к YLE готовят на каждом углу и даже при муниципальных садах и школах. Стоит ли ввязываться в конкуренцию или будет лучше рассмотреть альтернативные направления?
Альтернативные направления
Допустим, Вы всё обдумали и решили не связываться с подготовкой к кембриджским экзаменам. Но что тогда? Вообще отказаться от запуска английского языка в своём центре и от OSMTeaching?
Тех клиентов, которые на самом деле ищут “английский для галочки” существенно больше. Правда в том, что они… попросту не спешат в этом признаваться даже самим себе!
И вот тут Вы сможете дать им именно то, чего они на самом деле ищут: успокоение для родительского и самолюбия.
Полагаю, Вам без надобности объяснять, что
- результативный английский с опережением может быть гораздо более бережным, чем механическое "задрилливание" слов “в игровой форме” с лёгкой руки того, кто не знает языка и ведёт урок по скриптам,
- что художественное чтение качественной литературы и погружение в языковую среду через проигрывание, проживание (role playing games) мощно развивает и вербальный интеллект (который в простанородье именуют красноречием), и эмоциональный интеллект (или, выражаясь человеческим языком, чуткость),
- что "щадящими" альтернативные подходы будут скорее не для учеников, а для директора, который нанимает... скажем так, не слишком востребованных специалистов,
но многие родители этого сами услышать не захотят, ведь они “обманываться рады”, ведь теперь в ответ на вопрос подруги им будет, что сказать (“ЗАТО у нас бережное развитие с упором на эмоциональный интеллект!”).
Мамы страшно боятся быть недостаточно хорошими мамами в глазах других мам!
Это нельзя списывать со счетов и на этом вы сможете выехать, предложив переупакованное в красивые слова разрешения их дилемы.
Что касается OSMTeaching, то сфера его использования очень широка, он совместим со многими подходами. Вам не обязательно заявлять о подготовке к международным экзаменым, но необходимо нанимать преподавателей, способных достаточно свободно разговаривать на языке, который преподают. Как минимум, это уровень B2 для детских центров (B1 для регионов, где особенно трудно нанимать людей). Для лингвистических центров планка выше: C1, C2.
В случае отказа от подгготовки к международным экзаменам Вы сможете использовать OSMTeaching в своём центре и это даст Вам преимущества внутри вашей ниши. Однако в профиле партнёра будет указано “Частичное использование OSMTeaching”, чтобы не дезориентировать тех, кто ищет стажировку у наших последователей.
Если же Вы, сознавая все возможные трудности и риски, всё-таки решитесь на открытие результативного направления в широкопрофильном центре раннего развития или в детском садике, то в случае успеха будете вознаграждены приятным контингетном сотрудников и клиентов, атмосферой бесконечной благодарности, уважения и восхищения, ощущением того, что Ваш бизнес - больше, чем просто бизнес, а ДЕЛО, которым Вы гордитесь. Что же касается денег, то они приходят в успешные результативные центры как сопутствующий аттрибут, как следствие
- сильной оффлайновой репутации, качественного сарафанного радио,
- минимальной текучки клиентов, длительных отношений с клиентами,
- минимальных трат на рекламу (рекламируются в основном клубные направления и новые программы)
- высокого среднего чека (доверие к качеству английского языка улучшает продажи доп. услуг центра).
Как готовятся к PET в LinguaCat? Работа с худ. литературой [СМОТРЕТЬ НА YOUTUBE]