If you have found an error, please highlight the text fragment and press Ctrl+Enter.

Барьерные ученики. Брать или не брать? Вот в чём вопрос.

- Как жаль, что мы не узнали о Вас раньше!
- Сколько сейчас лет?
- 9 лет, в 3-м классе. И что нам теперь делать?
- Рожайте второго.
- А с первым как же?
- Никак. Продолжайте строить барьер, раз уже начали.
(с) Директор платинового OSMTЦентра "Goodwill Land" (на момент 2011 года)


- Слышали о вас от подруги, впечатляют результаты, но мы к вам попозже придём.

- Сколько сейчас лет дочке?
- Всего лишь 5. Это рано. Вот начнётся английский в школе - тогда и придём.
- Боюсь, что тогда я вас уже не возьму.
- Как так? Почему?
- Потому что я работаю одна, и мне комфортнее учить языку, а не переучивать ребёнка, ломая барьер!

(с) Языковая OSMTСтудия Watson, Мытищи


- Наш преподаватель, перестала брать себе в частную практику тех, у кого запрос на "подтянуть оценку в школе".

- Отказывает ученикам?
- Да, спрос на её услуги достаточно высок, чтобы она могла выбирать, с кем работать.

(с) Из интервью с директором Little English


Большинство OSMTЦентров начинали с малышей или дошкольников.
Затем росли вместе со своими учениками, подходя к YLE, затем к ESOL.
В это время по сарафанному радио начинали приходить барьерные ученики, которые видели результаты своих одноклассников, пришедших "вовремя".
Затем начинали поступать запросы на обучение взрослых из числа родителей учеников, которые видели результаты на собственных детях и хотели попробовать новый подход на себе.

Так вот взрослых родителей брали охотнее, чем барьерных подростков "со стороны".
Почему так?

Дело в том, что взрослые _уже_не_учатся_по_традиционной_методике_, их больше уже не штрафуют за ошибки, от них не продолжают требовать неестественной чёткости проговаривания под угрозой испортить аттестат!

А вот подростки продолжают в школе достраивать языковой барьер, который на курсах им пытаются сломать...

Значит ли это, что OSMTЦентры не работают с категорией клиентов "барьерные подростки"?

OSMTЦентры в данном случае придерживаются разных стратегий.
Развитые центры, в которых уже есть мощный пласт своих выращенных успешных учеников, берут смешанные группы или даже формируют отдельные барьерные группы с исследовательской целью (как, например, это делают в Goodwill Land, в LinguaCat и в GreenCard).

Барьерная группа (False Beginners) в Goodwill Land [Senior OSMTeacher Tony]. Начало года.

В их случае работает социальное доказательство (по Чалдини). Барьерные подростки, видя, как рядом с ними в коридорах малыши бегло и непринуждённо "спикают" и "шпрехают" на паре-тройке языков, начинают переосмысливать свой предшествующий опыт освоения языка, понимать ценность методических рекомендаций и доверять учителям.

Если же центр начинающий, то ему гораздо сложнее перебороть в подростках "нас так учили".
Выправить фокус будет намного сложнее.

Кейс №1.
OSMTРепетитор берёт группу барьерных подростков со стороны.
Фактором, повлиявшим на положительное решения о формирование группы стала кажущаяся лояльность мамы-инициатора группы.
Мама знала о методике, видела результаты и искала OSMTПреподавателя в пределах радиуса географической доступности.

Собрала группу. А дальше... дальше пошло полное игнорирование методических рекомендаций с невыполнением домашних заданий и претензий "вы не так нас учите и не то нам задаёте".
Причём брыкались и родители, и ученики, у которых сформировались "традиционные" познавательные механизмы.

В их понимании нормальное домашнее задание - это когда задают на дом тонну упражнений или "выучи наизусть"/"переведи"/"прочитай 5 раз" и пр.

Реакцией на аудиосуфлирование было "да не буду я делать это идиотское повторение в наушниках!"/"когда уже нам зададут нормальные домашние задания?".

Кончилось тем, что группа через полгода распалась с формулировкой "не увидели результата".
Отсутствие доверия и осознанности, а также социального подкрепления в виде атмосферы погружения, которая свойственна развитым OSMTЦентрам, сыграли решающую роль.

Сталкиаясь с необычным, люди часто проявляют недоверие.
Необычные результаты автоматически подразумевают непривычный учебный процесс.
И это трудно принять даже если клиенты приходят по сарафану.

Наличие «живых примеров» существенно упростило бы задачу адаптации барьерных подростков к естественному погружению в языковую среду.


Кейс №2.
В ЛЦ "Goodwill Land" в этом году было принято рекордное количество барьерных подростков "со стороны".
Что характерно, они приходили либо по так называемому усиленному (подкреплённому таргетингом) сарафану, либо по таргетиновой нативной (скрытой, неявной) рекламе.

В лентах соцсетей мам, имеющих детей определённого возраста и проживающих в радиусе пешей доступности периодически мелькали посты с отчётами о лагерных сменах или с разбором фрагмента урока в группах с детьми того же возраста. Причём, что харакерно для нативной рекламы, в данных постах не было императивных призывов "запишись! купи сейчас!", не было акций и скидок с ограниченным сроком действия. Эти посты не были "продающими" по своему контенту, хотя на них тратился рекламный трафик.

Мамы - народ любознательный. Природа заложила в них интуитивную тягу сравнивать своих детей с ровесниками (ведь отстающего дитёныша сожрёт хищник!). 
На это мы и сделали ставку. 

Для мам было очевидно, что в данном центре говорящие/опереающие ученики- это не частный случай, а норма.
И вот с таким настроем они пришли на порог OSMTЦентра.
Уровень осознанности зашкаливал, и это склонило в чашу весов принятия положительного решения о прикреплении их к действующим группам.

Процесс пошёл на ура.
Часть таких случаев взяла к себе в практику сама Ольга Соболева и часть она отдала своему сотруднику второго года преподавания Тони.
Обе группы показали одинаково успешную адаптацию барьерных подростков.

Барьерная ученица Ольги Соболевой. Первый опыт аудиосуфлирования.
PET Direct скрипты (начало учебника).
Ещё нет обращённости. Нет активной невербалики, но видно, что есть проживание, отсутствует страх перед сминанием слов (в середине есть моменты, где ученица достаточно спокойно сминает слова).
Есть впечатанная манера проживания от преподавателя.
Нет "стеклянных глаз" с фокусом на проговаривании.
Буквально через пару-тройку занятий добавится обращённость.
Ещё через пару уроков эта манера проживания, утрированной неравномерности, фокуса на проживании без боязни смять слова, обращённость - всё это закрепится как навык.
И все последующие работы будут выполнены в нашей фирменной OSMT подаче AST.
Дальше процесс встанет на рельсы, и уже не нужно будет подсказывать "теперь представь, что рассказываешь эту историю своему другу...".
Этот навык со временем закрепится и останется с учеником даже если вдруг она переедет в другой город и не сможет обучаться в OSMT-Центре.


Барьерные ученики в группе Тони.
Вот здесь заметен любопытный эффект. Два абсолютно разных по темпераменту барьерных ученика показывают в домашнем аудиосуфдировании каждый свою "авторскую" манеру, но при этом прослеживается чёткий след от импринтинга OSMP (первичной презентации) от их общего учителя. Такой след от импринтинга является косвенным намёком на правильную работу учителя в классе. Кроме того, здесь мы видим явное отличие аудиосуфлирования от механической барьерной техники shadowing. Даже в первых попытках у барьерных учеников отсутствует "приклеивание театральных постановок поверх механического задрилливания текста". Это существенно сокращает время выполнения домашнего задания, повышает процент его выполнения учениками и сохраняет внутреннюю мотивацию.

Кейс №3.
LinguaCat в этом году порадовал нас не только тем, что собрал статистику опережающих результатов и продемонстрировал эту статистику московскому представительству кембриджского университета, но и тем, что благодаря исследовательскому интересу директора, Татьяны Морозовой, добился интересных результатов с адаптацией подростков в барьерных группах, а также в обучении взрослых, причём не только английскому языку.


Кейс №4.
Этот год стал взрывным для GreenCard. Число учеников увеличилось вдвое. Не все бизнес-процессы были готовы к такому масштабированию. Усилия в первую очередь были направлены на поиск и обучение новых преподавателей, а вот на фильтрацию и обработку клиентского потока ресурсов уже не было.

Свои «выращенные» подростки подошли к уровням KET и PET, но своих было мало, так как это были дети, заставшие центр на этапе репетиторства в группах. 

Барьерные и раньше приходили по сарафану, но их не очень охотно принимали в связи с ограниченностью преподавательского ресурса. Теперь же, когда центр повысил скорость обучения преподавателей методическому стандарту, появилось возможность принять больше желающих и даже сформировать отдельные барьерные группы.

Желающие были из числа тех, кто уже давно наслышан о качестве обучения в этом центре, но при этом устаревшую педагогическую догматику и совершенно дикие консервативные стереотипы изучения языка никто из их головы не вычистил.

Первые барьерные группы оказались на грани распада по сценарию «Мы поговорили с мужем и решили, что бесконечно вам благодарны за то, что сломали нам языковой барьер, но теперь мы хотим отдельно подтягивать грамматику». (Разговорный или грамматика — это одно из заблуждений консервативных родителей.)

Центр извлёк из этого урок, а также накопил очень интересный опыт адаптации барьерных подростков. С нетерпением ждём их трансляции в нашей группе.

Кейс №5

HighFlySchool по доброте душевной пригрел барьерных «возвращенцев». Это те, кто учились ранее и ушли, когда начался английский в школе. Теперь они пришли за год до ОГЭ, слёзно умоляя набрать под них группу.
Группу сформировали, на блестящие баллы по ОГЭ вывели…
«Спасибо! Вы тогда нас хорошо к школе подготовили! Сейчас вот в ОГЭ выручили, и теперь мы к вам в 10-м классе придёт к ЕГЭ готовиться!»
Занавес…
Это как раз тот случай, когда английский людям нужен «для пятёрки в школе», и не более того. Для такого контингента результативный OSMTЦентр — это не уникальная возможность получить преимущество на рынке труда или при поступлении в ВУЗ и вообще в жизни, не возможность параллельно развивать навыки 4К и принципиально иные познавательные навыки, а… банально способ сэкономить на репетиторстве ради заветной «пятёрки в школе». То, что на достижение очередного уровня уходит в 2-3 раза меньше времени и трудозатрат, автоматически подразумевает, что можно потратить в 2-3 раза меньше денег. В результативном способе изучения языков они видят только это!

Кейс в очередной раз подводит нас к мысли о правильном позиционировании результативных школ, чтобы в следующий раз, не приходилось, извиняюсь, метать бисер перед свиньями.

Как минимум, не лишним будет хорошо упаковать результаты, затагетировать по району и отфильтровать поток через анкетирование и собеседование. Не выжигайте преподавателей! Не заставляйте ТОПовых специалистов обслуживать люмпенов!

Необходимое условие успешной адаптации барьерных подростков - это переосмысление ими предшествующего опыта!


Как принимать подростков "со стороны"?

Берётся сетка соответствия возраста, класса школы и международной шкалы.
Определяется плановый уровень в разрезе российского стандарта (школьной программы).
Смотрим, какому кембриджскому уровню это соответствует и берём +-1 уровень в зависимости от фактической успеваемости в школе, потенциала, лояльности и амбиций ученика.


Иначе говоря, если ученику 11 лет, то это 5-й класс школы, а значит, уровень между Movers и Flyers по российской программе. Дальше смотрим, был ли он сильным или отстающим в школе. Не только по английскому. Насколько ученик амбициозен. Сажать ли его в Starters + доп. занятие, чтобы за несколько месяцев дотянуть до стандартных групп Movers или ему комфортно за кем-то тянуться и требуется сильное окружение? Тогда можно даже во Flyers или к опережающим KET, если его такой подход мотивирует.

Тестировать не всегда полезно. Ребёнок может замкнуться в незнакомой обстановке и показать слабый Speaking или вовсе впасть в ступор. Кембриджские экзаменаторы - это высоко квалифицированные люди, умеющие вызывать детей на коммуникацию. + в их распоряжении много времени на тщательный скрининг 4-х языковых навыков. Входное тестирование на языковых курсах трудно приблизить к данному формату.

Пристраиваем учеников туда, где им психологически комфортно. Подробнее о формировании групп.

Стратегия преподавания для барьерных подростков.

Что касается стратегии преподавания в барьерных группах, то она отличается от работы со стандартными и опережающими группами. Больше игр и геймификации, меньше худ. литературы в начале пути. Постепенный переход в плейфикацию (добавление ролевой составляющей, установок на проживание ситуации, на поиск характера, манеры), и дальше строим мостик к литературе через аудиосуфлирование и открытые диалоги.

И ещё. С 11-летними встаёт вопросы выбора пособий. Что лучше брать: YLE или ESOL учебники? И вот тут зависит как от учителя, так и от группы. Кому-то веселее и комфортнее работать по Excellent3, StoryFun|Fun for Flyers, а кому-то подойдёт более взрослый по контенту Сambrige THINK. 

С нетерпением ждём ближайшего методического мероприятия, на котором состоится обмен новыми результатами исследований и новыми адаптированными играми для барьерных подростков и взрослых!

А можно подробнее?
Можно. На следующей неделе мы планируем сделать серию трансляций, в которых преподаватели наших платиновых OSMTЦентров поделятся своим опытом, разборами кейсов, находками и озарениями в работе с подростками (выращенными и барьерными).
Следите за сообщениями в нашей открытой группе ВКонтакте.

Успехов!

Log in with your username/password or register to access (or purchase) restricted content!
If you have found an error, please highlight the text fragment and press Ctrl+Enter.

Хотите быть в курсе? Тогда подпишитесь!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: