If you have found an error, please highlight the text fragment and press Ctrl+Enter.

Детский английский... концлагерь или особенности буллинга в выездных лагерях.

- Я с милицией завтра приеду за своим ребёнком!

Папа узнал, что его дочь упала с лестницы и разбила губу вследствие жёсткой травли.
Соседки по комнате обзывали девочку, отбирали у неё телефон, когда та пыталась поговорить с мамой.

Это не первый случай в выездном лагере на 100+ детей.
Пятый кейс за первые четыре дня. Пятый!

Не многовато ли для одного лагеря, заявленного как "Bully free zone"?

P.S. Все имена заменены, все совпадения случайны. Это собирательный обзор.

1. Предпосылки лагерного буллинга.
1.1. Влияние локации.
1.2. Незнакомое окружение.
1.3. Безальтернативная "порционка" в стиле СССР с принципом "жуй, что дают" или шведский стол?
1.4. Когда рыба гниёт с головы.
2. Реакция со стороны руководства.
2.1.1  Реакция на редкость адекватного директора ("реакция здорового руководителя").
2.1.2 Как вычислить "заводилу"?
2.2. Плохая, но распространённая реакция руководителя ("реакция руководителя-курильщика").
2.2.1. Сепарация.
2.2.2. Виктимблейминг.
2.2.3. Газлайтинг.
2.2.4. Продвинутая стратегия "как бы решения" проблемы.
3. Последствие тотальной травли.
3.1. Полное смирение. Выученная беспомощность.
3.2.1 Прямая месть. "Отольются кошке мышкины слёзы!"
3.2.2. Перенос.
3.2.3. Продуктивная месть. Мстительная компенсация.
4. Осторожно! Треугольник Карпмана.
5. Я её знаю! Она хорошая! Маска для абьюзера.
6. Возраст и степень осознанности травли.
7. Необходимость санкций
8. Профилактика.
8.1. Просветительская.
8.2. Организаторская.
9. Подборки книг.
9.1. Художественная литература.
9.2. Профессиональная литература.
9.3. Фильмы
10. Лайфхак для организаторов.

(Слушать аудио версию на Youtube)



1. Предпосылки лагерного буллинга.


1.1. Влияние локации.

В отличие от кибербуллинга, который можно пресечь цифровым детоксом и от буллинга в школе или в кружке, который ограничен пределами этих локаций, травля в выездном лагере круглосуточного пребывания носит тотальный характер. Никуда не убежать, нигде не спрятаться.

Выездной лагерь во многом напоминает армию.
Вы когда-нибудь задумывались, зачем солдатов-срочников из Москвы увозят в военную часть в Караганду, а новобранцев из Караганды привозят в московскую военную часть? Зачем нужны такие логистические выкрутасы?

Всё дело в том, что чем дальше человек от привычного места обитания, тем труднее ему сбежать домой и тем более безвыходным становится его положение.

1.2. Незнакомое окружение.

Ситуация схожа ещё тем, что люди попадают из привычного окружения в толпу незнакомых людей.
Так в армии возникает дедовщина. Те, кто уже обжился, начинают "строить" растерянных новичков, ведь они же идеальные жертвы!

В лагере идеальными жертвами становятся одиночки, которых селят в комнату с подружками.
"Дружить против" - это прекрасный способ преодолеть стресс от пребывания в незнакомом месте вдали от дома. Особенно, когда нет общей цели, когда недостаточно активити-лидеров, и некому позаботился о том, чтобы детям постоянно было для чего "дружить за".

Травля - это способ командообразования, это замена целеполаганию + анти стрессовая стратегия "унизь ближнего, отпинай нижнего", то есть, способ снять напряжение.

1.3. Безальтернативная "порционка" в стиле СССР с принципом "жуй, что дают" или шведский стол?

Также имеет огромное значение еда. Её разнообразие, достаточность, вкусовые качества.

Казалось бы, дети не ради еды в лагерь приезжают.
Но как повлияет на уровень тревожности неуверенность в том, будешь ли ты сегодня сыт и не придётся ли есть рыбу, на которую у тебя рвотный рефлекс и достанется ли тебе ватрушка на полднике или опять кто-то стырит твою порцию? 

Не зря же родители по десять раз интересуются, чем будут кормить детей. Понятно, что с голоду никому умереть не дадут, но им хочется избежать ситуации из армейского анекдота: "Два мешка брюквы обеспечат рацион в 2000 килокалорий".

1.4. Когда рыба гниёт с головы.

Представьте ситуацию: группа вожатых оживлённо беседуют и смеются в столовой, но стоит появиться в дверях кому-то из руководства, в воздухе резко повисает гробовая тишина.

Недовольство качеством организации процесса и условиями, наличие в коллективе отрицательного лидера - и вот она, "дружба против начальства."

Ну и розочка на торте. Директор, вымещающий своё неврное напряжение на всех, кто под руку попадается.
Постоянно на кого-то орёт у всех на виду или выясняет отношения по телефону.

Кстати говоря, дети всё это "считывают" 25-м кадром.))

2. Реакция со стороны руководства. [Up!]


2.1.1.  Реакция на редкость адекватного директора ("реакция здорового руководителя").

Допустим, вам повезло, и директор лагеря - достойный человек.
Первое, что он сделает, это вычислит агрессора.
У любого буллинга есть свой "заводила". Он один, и он главный. Это отрицательный лидер.

2.1.2. Как вычислить "заводилу"?
Собрать группу из участников травли и задать возрос: "Кто у вас лидер?"
При явном типе лидерства все головы повернутся в сторону одного человека. 

При скрытом типе лидерства (серый кардинал) участники травли будут растерянно смотреть по сторонам. Все, кроме одного. Он будет смотреть прямо.

Если при этом уголки губ слегка приподнимутся в едва сдерживаемую убылку, то вот оно! То сладкое чувство превосходства, ради которого всё это затевалось!

Говорят, что агрессия - это сигнал бедствия. Но если вы заметили эту улыбку и борзость без следа раскаяния, то перед вами садист. Человек, у которого уже атрофирована способность к эмпатии, который научился получать удовольствие от причинения насилия.

В этом варианте вряд ли уже получится решить проблему по-хорошему в пределах лагеря, так как случай глубоко запущенный и требует либо длительной и профессиональной терапии со специалистом, либо какой-то шоковой ситуации.

2.1.3. Гармонизировать иерархию.
Дать возможность негативному лидеру примерить позитивный сценарий.
Поставить перед группой задачу "Наша группа заболела травлей. Как помочь ей вылечиться?", привлекать к её решению лидера.
При этом стараться нивелировать роль лидела путём выявления сильных сторон у других участников. Допустим, один хорошо рисует - похвалить его за крутой плакат, другой поёт - вау-вау его пению.

2.1.4. Радикальные меры. Когда по-хорошему уже не получится.

Этот способ применяется в критическом случае. Когда мягкий способ не помогает, а ситуация уже выходит из-под контроля, есть угроза серьёзным последствиям для всего лагеря. Тот случай приходится выбирать меньшее из зол.

Следующим шагом лидера следует увести в отдельное замкнутое пространство (кабинет директора или палата), предварительно позаботившись о том, чтобы в руках у него не было телефона. При этом взрослых должно быть 2+ и их действия должны быть согласованны. Изоляция необходима для того, чтобы абьюзер не смог привлечь на свою сторону квакеров или спрятаться за родителей.

Затем читаем индивидуальную лекцию о буллинге и о его негативных последствиях для агрессора.
Помимо возможной мести со тороны жертвы есть ещё и статья 110 УК РФ о доведении до самоубийства. 

"Вот сиганёт с крыши твоя соседка Маша, предварительно оставив подробное письмо о твоих издевательствах - и от трёх до пяти тебе гарантированно. Да ты не реви! Ты лидер - и это круто! Твою бы энергию, да в позитивное русло - великим человеком станешь! А пока собирай вещички - и переселяйся в... изолятор (или в комнату к бабе Нюре, которая храпит громко). Не хочешь переселяться? Ну тогда я сейчас маме твоей позвоню, и домой поедешь. У любого действия есть последствия."

Здесь важно то, что мы донесли возможные негативные сценарии, и включили через запятую с местью, с тюрьмой... звонок маме. Так мы по умолчанию записываем маму к себе в союзники.

Не слишком ли жестоко? А вдруг ребёнок будет по ночам вздрагивать в страхе перед Машей с заточкой в руке?
Да, жестоко. Но это послужит уроком для остальных, и другие дети увидят, что бывает с зачинщиками травли.
Да, неприятно, когда "твоим же доспехом тебе же по челу", но зато теперь на собственной шкуре понятно, каково это. Когда ты испытываешь панический ужас, а формально предъявить ничего не можешь.

И не стоит бояться возможных обвинений со стороны жертвы. Вы границ не переходили. Физического насилия не применяли. Вас не в чем обвинить. Ни один суд не увидит состава преступления, даже если абьюзер примется врать. Врут дети не убедительно. Любой сделователь расколет враньё за пять минут. Иначе тюрьмы были бы переполнены сотрудниками муниципальных школ. Там такой алгоритм общения с хулиганами отрабатывался десятилетиями.

2.2. Плохая, но распространённая реакция руководителя ("реакция руководителя-курильщика").

В случае возникновения ситуациий буллинга такое руководство "решает" проблему весьма любопытным способом. Принимает сторону агрессора. 

Почему директор предпочитает добить жертву вместо того, чтобы разобраться с агрессором?
1. Директор сам - прожжённый тролль, ему это по кайфу.))
2. Как любой тролль до ужаса боится сам стать жертвой (см. про виктимблейминг),
3. Жертва слаба и уязвима. Надавить на жертву куда проще, чем разбираться с аргессором, только что сожравшим здоровенный кусок чужой энергии.
4. Агрессор выгоднее финансово или ближе духовно. К примеру, он постоянный клиент.
5. Родители абьюзера более агрессивно настроены, чем родители жертвы. Угрожают судами и пр.

К жертве примеряет адский коктейль из сепарации, виктимблейминга и газлайтинга.
Рассмотрим подробнее.
2.2.1. Сепарация.
Жертву отселяют из комнаты, переводят в другой отряд. 
Это не решит проблему за пределами отряда и комнаты, зато жертва не посмеет жаловаться повторно.
"Вон, ради тебя тут переселение народов организовали, а ты всё ноешь и ноешь!"
2.2.2. Виктимблейминг.
Обвинение жертвы по принципу "СамаДураВиноватаЮбкуКороткуюНадела" из страха самой оказаться на месте жертвы ("я-то не такая, я ж не дура!").
В лагере это выглядит как "надо учиться общаться с людьми, заводить друзей, ведь для этого и нужен лагерь: для развития навыков социализации, а ты вон какая дикая."  Или "ну что ты такая ранимая нюня? Чуть что и сразу в слёзы сопли? Тебя плохо родители воспитывали, избаловали аки принцессу какую, неженку!"
2.2.3. Газлайтинг.
Вот это самое жёсткое! "Да что ты там себе навыдумывала? Да показалось тебе! Подумаешь, смешки за спиной? Может это не про тебя вовсе, а про анекдот какой или смешинка в рот попала. Ты что им смеяться запрещаешь что ли? И никто твои вещи не трогал! Зачем это кому-то нужно, ты сама-то подумай, ты же умная девочка! И в какао тебе никто не плевал. Это просто пенка такая."

При таком подходе "решения" проблемы что транслирует руководство лагеря другим детям?
Очевидно, то, что буллинг - это абсолютно безнаказанный и эффективный инструмент для снятия напряжения и развлечения для агрессора и его сподвижников.

Следствием этого становится распространиние буллинга в геометрической прогрессии, подобно коронавирусной инфекции.

2.2.4. Продвинутая стратегия "как бы решения" проблемы.

Когда в буллинг включаются родители жертвы, директор начинает аппелировать к социальному доказательству.
"Все говорят, что ваша Маша всё нафантазировала/сама виновата, вот и МарьИванна, и мама её подружки тоже так считает". На маму давят коллективным мнением. Для этого директор привлекает "подпевал" из числа взрослых. Это не только сотрудники, но и обязательно другие родители. Благо, распространённость позитивного мышления и концепция виктимблеминга к тому располагают. Многим проще согласиться с директором, чем впрягаться за какого-то чужого ребёнка.

И дальше история сильно зависит от мамы. Либо она адекватна, знает значение слова "газрайтинг" и осознаёт последствия причинения её ребёнку психотравмы, либо ей губоко плевать на собственного ребёнка.

Когда нездоровая атмосфера уже начинает переливаться через край и выходить за пределы охраняемого периметра лагеря, когда появляются травмы и угрозы от родителей с привлечением уполномоченных лиц, директр включает фантастическую мимикрию. Разводит кипучую дейтельность просветительского характера о вреде буллинга и перекладывает ответственность за возрастающее число случаев на интернет, на "дети сейчас такие пошли", на "страна у нас и президент... а кому сейчас легко?"

3. Последствие тотальной травли [Up!]


Теперь посмотрим на ситуацию, в которой жертву не только отселил и загазлайтил директор, но и собственная мать предала. Что дальше?
А дальше две крайности.
3.1. Смирение. Выученная беспомощность. Психосоматика. Травмы. Суицид.
Маленький беззащитный человек с изнасилованной психикой.
С этой травмой человеку жить. Искать работу, строить семью.
Жертва будет подсознательно стремиться отыграть этот сценарий в разных декорациях.
Она выберет работу с начальником-абьюзером и семью мужем-скотиной, который будет бить её и её детей.
Но это в том случае, если не решит прекратить свои мучения раньше.
Выйти в окно сама прямо там, в лагере или позже (возможно, вместе со своими детьми).

Но ведь многих в первую очередь интересует частые следствия травли, возникающие в пределах пребывания в легере, ведь так? Ну, честно! Редко, кого на самом деле заботит долгосрочная перспектива какого-то там чужого ребёнка.

Так вот, психосоматику и травмы никто не отменял. Несварение желудка, падения с лестниц, переломы частей тела во время спортивных активностей и пр. Получите, распишитесь.

3.2.1. Месть. "Отольются кошке мышкины слёзы!"
Жертвы невероятно мстительны.
Иначе откуда в домах престарелых старики, дети которых вполне платёжеспособны? 
Оттуда же, откуда жалобы: "Дети совсем про меня забыли! Не звонят, не пришут! Стакана воды не подадут, а о смерти моей узнают от соседей, учуявших запах от обглоданного кошками трупа!"

Вот тогда и вспомнят родители о том, как называли буллинг "школой жизни". 
Вспомнят, как предупреждали их о том, что от травли травмируются все участники, а не только жертва.
Что жестокость становится для них вариантом нормы и переходит в их семьи, в их отношение к родтелям и к детям.

Если травма была слишком сильной, да ещё и подкрепилась предательством со стороны матери, то велик риск того, что лагерная традиция с намазыванием пастой спящих товарищей обернётся тем, что жертва придёт ночью в палату не с пастой, а с шёткой. С заточенной щёткой или с другим колющим-режужим предметом.

Ну а старая добрая традиция с пионерским костром может закончится поджогом, как в христианском лагере в Смоленске в 2008-м и во многих других вроде бы случайных пожарах.

Пожар не всегда получается идентифицировать как поджёг, но даже если явно был использован керосин, (приготовленный для пионерского костра) полиция не станет подозревать ребёнка. Когда в лагере царит атмосфера отрицания факта буллинга, никто и не подумает, что какие-то там смешки за спиной могут стать причиной преступления. А если и будут подозрения у директора, то он их не озвучит. Сами понимаете, почему.

3.2.2. Перенос.

Может сработать перенос. Например, жертва пойдёт работать учителем в школу, чтобы отыгрываться на учениках за своё трудное детство (преимущественно женский способ). Или станет насильником / убийцей (преимущественно мужской способ). Но это в долгосрочной перспективе, а бывает ли мгновенный перенос здесь и сейчас?
Да, бывает.
Хотя чаще не в детском лагере на на зоне, когда жертвой пытаются сделать человека, который для этой роли не очень подходит тем, кто многократно сильнее и влиятельнее. В самом начале буллинга в тюрьме, когда "авторитеты" прощупывают новичков, объект травли находит кого-то слабее себя и открыто проявляет насилие к нему. Таким образом он снимает роль жертвы с себя.
В лагере это может выглядеть так. Консервативный директор начинает цепляться к стилю одежды или цвету волос у подростка, считающего себя лидером.

"Что это на тебе надето? Твой цвет волос/татуировка что-то означают?". Подросток начинает испытывать давление, к которому не привык от человеку, которому не может ответить, как равному. Что он делает? Он утилизирует возникшее напряжение путём чморение ближнего.

3.2.3. Продуктивная месть. Мстительная компенсация.

У жертвы может развиться мстительная компенсация. И это ещё более или менее продуктивный сценарий.
Например, станет лучше всех учиться (как это сделал Чикотилло), пойдёт на секцию единоборств и преуспеет в спорте, станет комиком-стендапером (например, как Павер Воля) или юмористом-песенником (как Тимур Шаов). 
К сожалению, обычно это долгосрочная история, но как её можно использовать в лагере?
При поддержке взрослых можно искусственно создать для жертвы ситуацию успеха. Например, чтобы он победил в каком-нибудь сложном квесте и стал курым в глазах большого количества людей за пределами того окружения, в котором его травили. Конечная цель этих действий - заручиться поддержкой и уважением новых друзей. Это может сработать на младшеклассниках.

Вот только это не должен быть конкурс по вышиванию крестиком и не внутри одной только этой группы группы, иначе эффект может стать прямо противоположным. Начнётся новый виток травли.

4. Осторожно! Треугольник Карпмана. [Up!]


Дело в том, что если вы столкнулись с лидером скрытого типа, то вам попался тонкий тролль.
Как правило, это уже подростковый возраст 12+.
Скорее всего, это не первый его опыт травли, и он уже понимает важность осторожности.

Поэтому границы не переходит. Не бьёт, не обзывается. Вещи портит когда никто не видит и, как правило, не своими руками. Одним словом, делает всё, чтобы его не в чем было обвинить. Даже провоцирует жертву на агрессию.

Например, повредит любимую вещь и проявит наигранное участие "ай-ай-ай! Ты сломала свой айфон! Тебе ж его папочка любимый подарил. Ты ж его и так редко видишь, ведь родители разведены..."

Умеет ударить по больному так, что выглядит это как забота о ближнем. Верх цинизма. Ну а когда спровоцированная жертва кидается с кулаками на обидчика, объюзер кричит "смотрите! смотрите! Да она бешенная!!!" Теперь у зачинщика есть официальный повод гнобить жертву в полную силу. А когда жертва попытается пожаловаться взрослым, ей припомнят её срыв. 

"Ничего плохого я не делала! Все подтвердят!" - вот, что скажет вам опытный тролль.
При  попытках его обвинить, Агрессор  ловко впрыгивает в Жертву и стремительно начнёт подтягивать на свою сторону Спасателей.

Как это выглядит?
"В чём вы меня обвиняете? Я ничего не делала! Я ни в чём не виновата! Мама, мамочка, Ыыыыыыыы!!!!"
В этот момент лицо закрывается руками и агрессор стремится покинуть комнату.
Он пытается убежать, закрывая лицо, чтобы никто не мог заметить отсутствие слёз.

Нередко пытается добежать до туалета, чтобы... как бы смыть с лица как бы слёзы, которых на самом деле как бы нет!

Профессиональным актёрам трудно взять и заплакать по команде.
В кино им капают капли в глаза.
Несовершеннолетний абьюзер может разве что умыться или механически руками добиться эффекта красных глаз.

При этом всхлипывания и всшмыгивания носом будут утрированными, как и всё поведение в целом.
В общем, Станиславский тут не поверит однозначно, а вот зрители попроще вполне могут принять за правду такой спектакль.

Далее абьюзер будет втягивать в роль спасателей всех и каждого. Маму, папу, вожатых, подружек, директора и пр.

5. Я её знаю! Она хорошая! Маска для абьюзера. [Up!]


Мать скопинского маньяка уверяла всех, что её сын - добрый заботливый и тихий человек.
Чикатилло был прекрасным учителем, любящим мужем и заботливым отцом и дедом.
А какие письма он писал жене! Какая любовь! Кто бы мог подумать?

Почему же столь ужасающие своей бесчеловечностью поступки творятся такими положительными по мнению окружающих персонажами?

Почему общество не умеет распознавать настоящих садистов?
Наверное, потому же, почему мужья-абьюзеры прокачивают харизму.

Они осознанно причиняют насилие и так же осознанно работают над своим имиджем.
Это их маска. Способ оставаться безнаказанными.
Именно поэтому имидж садиста часто бывает утрированно положительным. Идеально-идеальным.
Про такого никто не подумает...

6. Возраст группы и осознанность травли.

Буллинг в младшей школе это всегда "шерше ля взрослый". Как правило, инициатором травли в этом случае является учитель, вожатый, директор. Сами дети воспринимают происходящее как весёлую игру. Никто, кроме жертвы не догадывается, что происходит что-то плохое.

Пик буллинга приходит на период полового созревания детей. Это 11-13 лет. Здесь уже могут появляться отрицательные лидеры внутри группы, но степень осознанности по-прежнему слабая. Зачинщики могут искренне считать, что вершат справедливость и поступают правильно, но уже есть травма свидетеля, так как среди участников процесса появляются дети, которые видят в происходящем плохое, но ничем не могут помочь.

В более старшем возрасте буллинг преимущественно осознанный. Все всё прекрасно понимают, включая агрессора, для которого это уже не первый опыт и который научился делать это более изощрённо. 

Именно поэтому в лечении буллинга применяются разные подходы в зависимости степени ьяжести ситуации и уровня осознанности происходящего.

Так, например, в случае травле в младших группах идёт работа со взрослыми. Вожатые, воспитатели, учителя. 
В средней школе идёт работа на осознанность. Детям объясняют, что буллинг - это общая проблема для группы.
А вот со старшими применяется европейская стратегия нулевой толерантности к насилию. Идёт плотная работа с агрессором. Когда агрессор сознательно организует травлю и имеет в ней опыт, ему уже бесполезно показывать мультики про гадкого утёнка...

7. Необходимость санкций [Up!]


Допустим, вы провозгласили свой лагерь как свободный от буллинга.
ОК.
Вы написали свод правил-законов про взаимное уважение и пр.
ОК.
И?
...
А дальше-то что?

Давайте вспомним школьные сведения про нормы права.
Любой закон имеет силу тогда и только тогда, когда в нём есть что?
1. Гипотеза (для кого и при каких условиях действует правило),
2. Диспозиция (само правило),
3. Санкция (что будет с нарушителем правила).

Закон без санкций - это рекомендательная мера.
Представьте на минуточку, что из всех законов взяли да повычёркивали санкции.
Как это гуманно! Просвящение вместо наказания! Ура товарищи! Ура!!!111 

Ну а теперь представим насильников и убийц, пойманных на месте преступллений, которых почему-то вдруг резко стало больше (ну да, это ж всё интернет виноват, компьютерные игры и всё такое...).

И вот сидят в большом кинозале эти почтенные граждане и слушают лекцию блестящего оратора, который потрудился подготовить шикарную презентацию, и теперь по всем канонам Public Speaking в стиле TED доносит до аудитории шокирующую информацию о том, что насилие - это, оказывается, плохо, и что когда жертву тыкают ножиком или чем-то ещё, у неё подскакивает адреналин, учащается сердцебиение, а потеря крови может привести к летальному исходу, что опечалит близких.
И?
...
А дальше-то что?
Ну а дальше вновь просвящённых сограждан выпустят на улицы города с РЕКОМЕНДАЦИЕЙ больше так не делать. Они вас даже поблагодарят за интересную лекцию и клятвенно пообещают больше никого не насиловать и не убивать.

Вы верите в такой способ решение проблемы? Нет? 

Дело в том, что в каждом из нас в той или иной степени живёт садист.
Иначе откуда столько добровольцев в концлагерях и в гестапо? Людей, которые с неподдельным энтузиазмом исполняли свою работу? Они ж кайфовали от возможности реализовать свои садистские наклонности в полной мере! То, за что в мирное время могли посадить, теперь поощрялось!

Только санкции и их эффективная реализация позволяют цивилизованным странам поддерживать сносный cryminal rate. Только равенство всех перед законом не пускает пьяных чиновников за руль. 
И ничто так не множит насилие, как безнаказанность!

8. Профилактика. [Up!]


7.1. Просветительская.


Буллинг лучше стараться предотвратить, чем потом разбираться с его последствиями.
И просветительская деятельность хороша именно в качестве профилактической меры.
И в неё должна быть включена информация о последствиях для агрессора. Локальные: изолятор, переселение к храпящей бабушке в комнату или вызов мамы с отправкой домой,  или глобальные (месть со стороны жертвы/тюрьма).

Внимание! Если ваш ребёнок ходит в школу, где процветает буллинг, то подпишите директора на проект травлинет.рф, а если не поможет, то заберите ребёнка из школы даже если жертва не он.

7.2. Организаторская.

Очевидно, что вероятность и интенсивность буллинга прямо пропорциональна уровню напряжения, стресса.
Тот в свою очеердь напрямую зависит от качества условий проживания, питания и программы.

Сами подумайте, с чего бы вдруг кому-то кого-то гнобить, если все вокруг довольные, счастливы и постоянно испытывают восторг и благодарность судьбе за то, что оказались в таком замечательном месте с таким шикарным уровнем сервиса?

Удобные эстетически приятные номера, комфортное расселение и достаточное число квадратных метров на человека, шведский стол, близкий к турецким ОллИнклюзивам, насыщенная программа с интересными необычными реквизитами и расходными материалами.

Достаточное/избыточное количество взрослых сотрудников. Если в городском лагере 1 вожатый на 10 учеников - это нормально, то в выездном круглосуточном должны быть помощники вожатых, ночные няни и отдельные обязанности для груп-лидеров и активити-лидеров.  Все должны заранее знать свои обязанности, зону ответственности и всех детей в лицо и по имени. 

Всё перечисленное выше автоматически подразумевает, что стоимость путёвки должна быть в полтора раза выше среднерыночной! 

Уважаемые родители! Чудес не бывает! Если лагерь с программой "English only" с привлечением носителей языка стоит как койко-место в самом дешёвом хостеле на booking.com, то, очевидно, не нормально!
Сэкономить на лагере, чтоб потом разориться на психотерапевтах - сомнительная финансовая стратегия.

Из этого следует то, что упаковка должна быть качественной и максимально детализированной: посекундный распорядок дня, жёсткий алгоритм предварительного распределения по отрядам, схема расселения по комнатам должна быть интерактивно доступной в режиме реального времени (подобно тому, как это происходит с заказом билетов в театр). То есть, продажи должны быть качественными, а не количественными!

При этом катастрофически важно заранее ПОДРОБНО расписать и опубликовать программу и распорядок дня.
Определённость снизит напряжение не только у родителей, но и у детей.

"Травля в средних и старших классах возникает в результате
потребности подросткового сообщества сформировать внутригрупповую структуру на принципах доминирования — просто это деструктивный способ реализации такой потребности,
который вполне может быть заменен конструктивными формами." (c) Двоскина Н.В. - Травля в детском коллективе, или Как остановить насилие.

"Подружаек" лучше расселять, чтобы не байкотировали того, кого к ним подселили. Вовремя выявлять лидеров и переформировывать группировки в рамках размещения или выполнения совместных задач с общими целями. Напрашивается вывод: детей нужно активно привлекать к конкурсам, фестивалям, театральным представлениям. Поэтому если в лагере заявлен театр, то он должен быть реализован вовремя и полноценно, с подготовкой к финальному выступлению. 

Вовремя выявлять грустных детей и одиночек. Находить им друзей по интересам. И здесь опять отмечаем важность комфортных условий размещения для преподавателей и достаточность их количества.

Имейте в виду, что в наблюдатели в глазах жертвы - это виновные. Они же не помешали. Они же позволили этому происходить. Именно поэтому school shooters стреляют во всех без разбора.

9. Подборки книг и фильмов [Up!]


1. Художественная литература.
TOP 10 профилактических книг для детей
+
TOP 25 книг для детей, подростков и учителей

2. Профессиональная литература.


2.1. Взрослые

Книга «Психология агрессивного поведения» профессора Е.П. Ильина посвящена ключевым вопросам психологии агрессивного поведения.
Тема раскрыта максимально полно. Особое внимание уделено проблеме вандализма и насилия в современном обществе. В конце пособия приведены полезные методики.

Книга "Почему он делает это? Кто такой абьюзер и как ему противостоять" Ланди Банкрофт.
Книга "Беги. Манипуляторы. Мучители."


2.2. Дети

1. Кравцова М.М. - Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой

Почти в любом классе, в любой детской или подростковой группе встречаются ребята, которых не принимают сверстники. Книга посвящена анализу этой проблемы.
Автор характеризует детей группы риска - тех, кто может в первую очередь попасть в число отверженных, и тех, кто может стать зачинщиками гонений. В книге изложены рекомендации психологу, учителям и родителям, приведены меры профилактики и конкретные программы работы с отвергаемыми детьми, а также с классом, где есть дети-изгои.

2. Зиновьева Н.О. - Психология и психотерапия насилия. Ребёнок в кризисной ситуации

В книге раскрыты особенности посттравматических стрессовых расстройств и психологических травм у детей, описана феноменология насилия (эмоциональное, психологическое, физическое, сексуальное, насилие в школе), а также формы и методы работы с детьми, пережившими насилие (диагностика, превенция, индивидуальная, групповая и семенная психотерапия, тренинговые программы).

3. Двоскина Н.В. - Травля в детском коллективе, или Как остановить насилие

Травля в детском коллективе, к сожалению, нередкое явление. Для решения данной проблемы необходимо сотрудничество психологов, педагогов и родителей. Часто отсутствие конкретных действий объясняется недостатком знаний о том, что можно предпринять для профилактики или прекращения уже возникшей травли. В этом модуле автор рассказывает о причинах такого явления в детской среде, о факторах риска, о тех возможностях, которые есть у педагога для формирования здоровой атмосферы в классе, ведь именно его роль является ключевой в этом процессе.

4. Петрановская Людмила - Травли нет (методичка для детей)



5. Лэйн Д. Школьная травля (буллинг)

6. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности

Пособие посвящено проблеме детской агрессивности. В книге подробно описаны механизмы формирования агрессивного поведения детей и подростков, варианты его проявления. Также большое внимание здесь уделено практическим методам психологической коррекции агрессивного поведения, рассмотрены различные техники работы, приведены примеры из личного опыта автора.
7. Книга "Сахарный ребёнок". Ольга Громова.

8. Книга "Повелитель мух". Вильям Голдинг. (Кстати, её можно почитать на английском.)


3. Фильмы

"Чучело" (фильм по книге). 6+

"Республика ШКИД" 1966

"Ведьма" (фильм по книге Тамары Крюковой, знаковой многим по детским книшкам из нашего курса по Колорифмике). 14+
Цитаты: "Значит так. Всю эту темы замять надо. Иначе у нас у всех проблему будут. В первую очередь у тебя. Медсестре скажешь, что сама упала. Так будет лучше для всех. А от Кузнецовой я тебя сегодня переселю." (Отличный пример реакции руководства, которая привела к фатальным последствиям).

"Куколка" 1988 - для подростков 12+.

"ЗАПЛАТИ ДРУГОМУ / PAY IT FORWARD (2000)" - фильм про геометрическую прогрессию доброты. Буллинг здесь не является ключевой темой, но сам фильм сильный. 6+

"Школьный стреок" (2012) - динамичный подростковый фильм, вскрывающий проблему, которую принято замалчивать. Фильм пытается обвинить во всём компьютерные игры и интернет, но исследования показывают, что игры снижают агрессию в реальном мире, а интернет - это тот инструмент, благодаря которому общество, наконец, обратило внимание на буллинг, перестало замалчивать эту проблему. 

"Догвиль" - прекрасный фильм-спектакль с Николь Кидман (16+). Насколько правдоподобно то, что все жители одного посёлка, предложившие помощь девушке, на самом деле оказались садистами и насильниками? Нет, они обычные люди, которые растят детей и ходят в церковь. Но они сплотились против одного человека, над которым, как они наивно полагали, у них есть абсолютная власть. Справедливой ли была месть? И было ли это местью в глазах жертвы?

"Месть от кутюр" - фильм с множеством премий и наград. В главной роли непревзойдённая Кейт Уинслет. Великолепная драма. 12+

Про стральбу в школе есть пара правдивых фильмов. "Класс" 2007 и "Класс. Жизнь после". (16+, не для слабонервных).

Ссылка на пул литературы по этому вопросу - в закрытой части.

10. Лайфхак для организаторов. [Up!]


(В закрытой части для OSMTШкол)

Допустим, вы узнали себя в организаторе лагеря, в котором процветает травля.
Вы уже поняли, что первый блин комом, и знаете, каких ошибок в следующий раз не допустите.


Скорее всего, к условиями содежрания, качеству еды и насыщенности программы также есть немало претензий.
Вы уже морально готовы к тому, что отрицательные отзывы о лагере польются рекой в соцсети и на "отзовики".

Как обработать негатив?

1. Очень здорово, если родительский чат лагеря вы изначально создали в Телеграме, а не в вотсапе.
Он скрывает контакты людей, если они не в телефонных справочниках друг у друга.
Если нет, то переводите в Телеграм.
Под предлогом "Мы хотим выкладывать свежие отчёты, а в вотсапе видео не пролезают".

2. Телеграм переводим в режим "Постить могут только администраторы".
Постим ответы на часто задаваемые вопросы в ленте.
Максимально показываем фото-видео отчёты как в соцсетях, так и в ленте.

3. При каждом постинге материалов напоминает хэштег лагеря.
Внимание! Хэштег не должен совпадать с хештегами вашей школы и с хештегами городских лагерей!
Это важно!!!
Например, школа #MySchool, городской лагерь #MShcamp, а выездной лагерь вашей школы #MShSeaCamp
то есть, негативные публикации с тегом выездного лагеря не испачкают саму школу.

4. Создайте на zoon.ru организацию "My School Sea Camp" и поставьте точку там, где физически находился ваш лагерь. Всем, кто покидает лагерь досрочно, по горячим следам завайте ссылку на тот аккаунт Зуна со словами "Мы стараемся стать лучше и нам важно ваше мнение. Оставьте, пожалуйста, отзыв по ссылке. Регистрация не требуется."

Таким образом, люди, которые вбивают в поиск брендовый запрос вашей школы в вашем районе, НЕ увидят информацию о лагере из другого района или (даже региона). То же касается поисковых запросов.
Родители, которые ищут "Английский для детей рядом со мной на карте" не наткнутся на тот негатив, который спровоцировал лагерь.

В конце смены дайте эту ссылку в чате для всех.
Это как действующий вулкан на крохотном жилом острове Ниссирос в Греции.
Чтобы вулкан не причинил вреда жителям острова, в кратере проделаны отверстия, через которые выходит пар.
Так вот взволнованным родителям, у которых накипело, тоже надо куда-то выплеснуть пар.
Вы таким образом сработаете на опережение.

Ссылка на облако.

If you have found an error, please highlight the text fragment and press Ctrl+Enter.

Хотите быть в курсе? Тогда подпишитесь!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: