Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подготовка к уроку и степень импровизации.

- Успеете подготовиться к уроку?
- Английский у меня С2, учебник давайте - урок проведу!

Такой диалог знаком многим OSMTДиректорам.
Это типичная крайность "Язык знаю (я носитель), значит, готовиться мне не надо!".

Глядя на OSMTУроки складывается именно такое впечатление, что урок - это посиделки с разговорами "за жизнь", а людей нанимают по принципу "скрипка есть? - давай к нам в табор!".
Вот такими видят со стороны OSMTСпециалистов:



Однако то, что по неведению можно принять за 100% импровизацию, анархию, беспредел и цыганщину на самом деле, имеет под собой чёткую систему:
- философию (идеалогию), которую нужно очень хорошо понимать,
- технологии, которым можно и нужно пошагово обучаться и ступенчато прокачиваться,
- структурированную дидактику в качестве основы урока.

OSMTПреподаватели обеспечены методическим порталом с огромной методической копилкой наших специфических наработок в централизованной обновляемой Базе Знаний.
Это доп. дидактика по колорифмике, это фрагменты уроков с иллюстрацией OSMTПриёмов, и примеры выполнения домашних заданий, и чек-листы для самопроверки урока согласно методическому стандарту.



Владение языком даже на уровне образованного носителя языка не освобождает учителя от подготовки даже к урокам в группах Starters!

- Конечно! Ведь нужен план урока, его цели, тайминг и всё такое!

Не совсем. По нашим наблюдениям, жёсткое подробное планирование убивает урок, так как
1) фокусирует учителя на его плане, а не на живых людях, на учениках, ради которых писался план,
2) уничтожает обратную связь и гибкость ведения урока.

Если в Центре 15 групп Starters, то в одной будут сплошные мальчишки, спешащие к вам после хоккея, в другой - томные барышни, фанатеющие по принцессе Софии, третьи будет приходить по утрам сонными, червёртые - по вечерам, взведёнными, у пятых в группе будет именнинник, у шестых - похороны любимого хомячка, у седьмых - заводила-хулиган, которого терпят из-за доброй мамы, у восьмых - мама-скрытый фанат традиционного метода и пр. На всех планов не наберёшь, и нужно уметь ориентироваться по ситуации.

Кейс №1 "Опытный учитель".
В OSMTЦентр взяли опытного учителя, умную целеустремлённую девушку с высоким уровнем языка.
Ей были отданы группы перегруженной молодой коллеги, которая кроме года в данном OSMTЦентре вообще не имела опыта преподавания в группах.
Детям стало настолько невыносимо скучно на уроках, что они выдумывали боль в животе, чтобы не идти в центр!
Сначала решили, что это стандартная реакция на нового учителя, но потом поняли.
Опытный педагог "отрабатывает программу".
Задан вопрос ученику, ученик отвечает, та равнодушно переходит к следующему, кивком головы будто отмечая галочку в своём плане "ученик ответил, это хорошо." Учитель не слышит, ЧТО отвечают ученики. Ей важен сам факт "коммуникация состоялась". А детям обидно, когда их считают пустым местом, им в тягость вежливое ожидание своей очереди, чтобы выдать никому не интересный ответ на дежурный вопрос учителя, записанный в плане! 
Особенно это чувствуют ученики, которые хоть раз побывали у "живого" учителя.



[Читать: Беспереводная семантизация: реальность и мифы.]

Учителю важно понимать структуру урока в целом:
1) Учебник - скелет урока (он задаёт тему урока, ключевую лексику и целевые конструкции),
2) Худ. литература - мяско (самое важное в уроке, то, из чего рождается чувство языка),
3) Игры, геймификация, активности - жирок (то, что отвечает за ротацию материалов между учебником и худ. литературой).

Всё в балансе.
Если ученики помладше - жирка побольше, если подростки барьерные - поменьше худ. литературы вначале, но структура в целом сохраняется.

При этом в выборе худ. литературы и активностей у нас есть определённая вольность и поле для творчества.
Есть стандартный рекомендованный набор, но он не забетонирован в программе. Учитель может выбрать то, что ему ближе к сердцу, но при этом позаботиться о проработке новых связок с другими частями урока, согласно методическому стандарту OSMT.

Кейс №2. "Гарри Поттер".
По этому произведению у нас есть тонны наработок и даже отдельный театральный курс с выездной экскурсионной программой в Лондон, к местам съёмок фильма. Дети фанатеют, учителя влюбляются в эти книги, но вот появляется Тоби... Замечательный OSMTПреподаватель, но как начался Гарри Поттер, вся группа заныла.
Пытаемся разобраться, в чём проблема. Вроде бы считалось, что с пониманием методического стандарта у него проблем нет, вербальный интеллект у человека развит, и такая книга - просто подарок для любителя собирать "сочные" выражения из литературы.
Когда мы уже потерялись в догадках, Тоби вспылил: "Как могут разумные люди читать всю эту ахинею про чародеев с колдунами!". Что поделаешь, не легло на душу. Тоби сам подобрал в альтернативу что-то более реалистичное, приключенческое, грамотно встроил литературу в урок со всеми проработками, и группа снова ожила.

- Бедный учитель! Ему пришлось ночами корпеть над новыми связками?
Вот тут мы подходим к причине требования от OSMTПреподавателя достаточно свободного говорения на иностранном языке.
Как-то мы проводили опрос среди учителей, в том числе начинающих, что для них проще при выходе в новую группу (с полностью незнакомой дидактикой):
1. Вызубрить заранее составленный план с заскриптованными связками.
2. Понимая общий принцип ведения урока и видя примеры аналогичных уроков на видео, пройтись по новой дидактике с карандашом + с наушниками (TreasureChest + аудиосуфлирование).
Ответ был единогласным: второй вариант 
- быстрее,
- проще,
- веселее,
- интереснее,
- эффективнее.

Причём такая подготовка обязательна даже для людей с С2, идущий в группу Starters! Дело в том, что речь учителя на уроке - это основной строительный материал, и учителю важно так простроить свою речь, чтобы максимально провращать ключевую лексику урока.



Даже в русском языке менеджеров по продажам заставляют проговаривать (а не просто читать!) мануалы с вариантами диалогов. Чтобы нужные фразы в нужный момент слетели с языка. 
Хорошие тренеры по продажам обычно не просто дриллят фразы, а проигрывают ролевые ситуации. Так вот ту же цель мы имеем при учительском аудиосуфлировании. 

Благо, материал 2-3 уроков Starters можно "пропустить через себя, проговорить, прожить" в достаточно короткий промежуток времени, ведь так?
При этом речь учителя на уроке будет, с одной стороны, беглая, игривая, живая, спонтанная, но, в то же время, она будет грамотно простроенной и тщательно подготовленной.

Особенность опроса заключалась в том, что все учителя чувствовали себя комфортно в языке. Им было легко выражать любые возникающие в голове мысли на том языке, который они преподают. Легко, как дышать.

Кому-то сейчас может показаться странным, КАК может считать себя преподавателем тот, кто не владеет тем языком, который преподаёт?!


А ведь если посмотреть на аудиторию сторонников слишком жёсткого планирования, то она чуть меньше, чем полностью состоит именно из таких людей. Они могут хорошо ЗНАТЬ язык. Могут понимать мельчайшие тонкости перевода литературы, знать наизусть много книг с теорией преподавания языка, с его грамматическими и этиологическими дебрями, но, увы, довольно посредственно владеть им на разговорном уровне.
Также это могут быть люди, которым иностранный язык в своё время дался слишком большой ценой. Ценой способности к полноценным коммуникациям в принципе.

Вот тут возникает почва для самых настоящих священных войн.
Становятся понятными нападки на OSMT с обвинением в анархизме, в цыганщине, с домыслами и легендами.

Однако теперь многим ясно, что требование к владению языком - не снобизм и не прихоть для OSMTЦентров. Учитель попросту не будет успевать готовиться к урокам и не покажет заявленной результативности, если ему придётся составлять и зубрить скрипты к каждому уроку, да ещё пытаться удержать фокус на учениках с соблюдением OSMT. Это слишком сложно, если человек выходит сразу на несколько групп.

Ну а теперь самое время рассказать страшную тайну!
Далеко не все OSMTПреподаватели изначально имели высокий уровень владения языком!
(Включая автора методики!!!)
По OSMT преподают даже англомамы, практически не знающие языка!
Да, у них подготовка к уроку занимает тонну трудочасов, но они сознательно на это идут и растут в языке вместе со своими учениками!
[Читать: Самостоятельное изучение языка. Нужен ли в 21-м веке преподаватель?]

Тех, кому уже сейчас комфортно в выученных скриптах и нет желания расти в языке, менять что-либо, переучиваться, их можно понять. Понять и простить. Простить за бесконечное хейтерство в сторону тех, кому не достаточно иметь _просто_нормальные_, "обычные" результаты.

Если девушка красивее среднего, её называют глупой. Если мальчик умнее сверстников, его называют ботаником. Если человек успешнее среднего, значит по головам шагал, если богаче среднего, значит наворовал. Это защитная реакция. Тех, кто преподаёт эффективнее среднего, также будут обвинять во всех смертных грехах. Это предсказуемо, и к этому следует относиться философски.

Хоть гугл уже запустил бета-версию синхронного автопереводчика, профессия преподавателя пока ещё востребована. Хлеба хватит на всех. 

P.S. Для своих преподавателей, аттестованных по методическому стандарту OSMT членов клуба, мы запустили методические онлайн-встречи с языковой практикой.
Первую из них недавно провёл наш Мистер Ди. [Подробнее]

Интересно больше узнать о методике?
Регистрируйтесь на портале и получайте наши рассылки.
Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей.
Например, прохождение открытого вводного онлайн-курса и часть материалов из Базы Знаний.

Для получения статуса члена клуба требуется пройти полную аттестацию по базовой ступени.
Это возможно сделать по итогам живого базового семинара или путём прохождения полного базового онлайн-курса.

Всем желаем успехов!

Открытый вводный online-курс по OSMTeaching
Полный базовый онлайн-курс по OSMTeaching [$]
5 интересных девайсов для OSMTЦентров
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Хотите быть в курсе? Тогда подпишитесь!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: